сайт воспитателя Мартыновой Марины Александровны

Исследовательская деятельность как средство формирования естественнонаучной функциональной грамотности

Исследовательская деятельность как средство формирования естественнонаучной функциональной грамотности

Автор: Мартынова Марина АлександровнаОпубликовано: 2023-01-18 10:28:38

Исследовательская деятельность как средство формирования естественнонаучной функциональной грамотности

Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в дошкольный период воспитания. Одно из направлений функциональной грамотности является естественнонаучная грамотность, которая стала для меня интересной.

         Цель моей работы: развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования.

Для достижения цели мною была поставлена одна из  задач:

организация исследовательской деятельности детей  как средство формирования естественнонаучной функциональной грамотности не просто возможна, а необходима.

Моя педагогическая деятельность направлена на то, чтобы помочь детям с легкостью воспринимать окружающий их мир, научить адаптироваться в любых ситуациях, быть инициативным, способным творчески мыслить, находить нестандартные решения и идти к поставленной цели, уметь использовать приобретаемые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

В этом мне помогает организация исследовательской деятельности – эффективная технология познания закономерностей и явлений окружающего мира.

Сергей Леонидович Рубинштейн отмечал, что для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть в процессе исследовательской деятельности.

Познавательно-исследовательская деятельность занимает не менее важное место в организации деятельности детей дошкольного возраста, чем игровая.

Дети дошкольного возраста по природе своей исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно всё. Познавая мир, ребёнок делает множество открытий.

Главная особенность организации исследовательской деятельности детей - подбор доступных форм и методов работы, способствующих включению ребёнка в собственный исследовательский поиск.

Моя основная задача: обучить детей  не только простым вариантам наблюдения и экспериментирования, но и включить воспитанников в полный цикл исследовательской деятельности (от определения проблемы до анализа полученных результатов).

Занимаясь исследовательской деятельностью с детьми, я использую следующие формы работы :

  1. Индивидуальную.
  2. Групповую.
  3. Подгрупповую.

В нашей группе оборудован уголок Экспериментирования,

который включает:

- Природный материал: камни, срез и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов;

- Бросовый материал: провода, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки;

- Сыпучие продукты: фасоль, горох, манка и т. д.

- Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная.

- Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора;

- Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные);

- Медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл;

- Другие материалы: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы, схемы и таблицы с алгоритмами выполнения опытов. Все материалы доступны и безопасны для детей.

Свою работу я начинаю с простого варианта наблюдения и экспериментирования, в дальнейшем включая воспитанников в полный цикл исследовательской деятельности (от определения проблемы до анализа полученных результатов).

Важно привлечь внимание детей! к простым играм : переливание воды из сосуда в сосуд, игры с магнитами, надувание мыльных пузырей и т. д. Для этого использую сказочных персонажей, интересные игрушки, демонстрирую что-то необычное.

Допускаю самостоятельное использование оборудования уголка экспериментирования в свободной деятельности.

Если ребёнок нуждается в помощи, то я пытаюсь оказать её незаметно, шаг за шагом подталкивая его к правильному ответу, осторожно поправляя его, если он делает неправильные выводы, потому что критика или недовольство воспитателя снижает интерес детей к любой деятельности. После проведения опытов со всей группой повторяю некоторые из них индивидуально. Если дети уже запомнили последовательность проведения опыта, они проводят его самостоятельно, сопровождая свои действия объяснениями.

В работе с детьми я стараюсь создать атмосферу доверия, тогда он может спокойно задавать интересующие его вопросы, получать на них ответы, высказывать своё мнение.

Стараюсь привлечь родителей к активной помощи в решении проблем, связанных с развитием познавательно-исследовательской активности дошкольников.

На начальном этапе родители оказывали помощь в работе по поиску информации и иллюстративного материала, к созданию познавательно-развивающей среды в группе. Благодаря родителям, у нас появилась мини лаборатория, в которой дошкольник, в процессе экспериментирования, имеет возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Совместно с родителями и детьми собраны коллекции семян, камней, ракушек, шишек.

Главное достоинство метода исследования, экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе исследования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста познавательно – исследовательская деятельность, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности.

Исследование и экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребёнка.

Как показывает практика, приобретенный в дошкольном возрасте опыт поисково - исследовательской деятельности помогает успешно развивать естественнонаучную функциональную грамотность в школьные годы.

Оставить комментарий: