сайт воспитателя Мартыновой Марины Александровны

М.О. для педагогов ТЕМА: «Применение педагогических технологий волонтёрского движения в ДОУ в деятельности детей»

«Из всех наук, которые должен знать человек,                                                               главнейшая есть наука о том, как жить,                                                                                     делая как можно меньше зла и                                        

                                                             как можно больше добра»

Л.Н. Толстой.

Предлагаем вам пройти своеобразный тест-экспромт.

пражнение на установление контакта с участниками ):

- Итак, если вы думаете, что у волонтера должен быть богатый запас слов поддержки и одобрения для людей, похлопайте в ладоши.

  • Если вы полагаете, что волонтер должен поддерживать людей в их лучших начинаниях, потопайте ногами.
  • Если вы думаете, что волонтер не ждет слов одобрения своей работы и не держит злобы, то помашите рукой.
  • Если вы считаете, что волонтёр помогает другому человеку по свое инициативе то, похлопайте в ладоши.
  • Считаете ли вы, что волонтёр имеет возможность испытать чувство того, что он кому-то нужен, то помашите рукой
  • Если вы полагаете, что волонтёр проявлять толерантность к мнению других людей то  похлопайте в ладоши.
  • Если вы считаете, что волонтёр должен быть терпеливыми, корректными, тактичными, доброжелательным,   то потопайте ногами.
  • Если вам нравится обучаться и быть обучающимися, улыбнитесь!

Спасибо, вы все с честью выдержали это испытание. Этот тест – экспромт способствуют раскрепощению, самораскрытию, личности, а с другой стороны – высветили дефицит таких духовных качеств человека, как доброта, милосердие.

                                                                                                                                                             Как вы думаете, что мы сегодня можем с вами обсудить ?                             Рассуждения участников: Кто такие волонтеры? В вашем понимании.

Слайд. Слово «Волонтер», иностранное, переводится как «доброволец» или «желающий». Это люди, которые добровольно готовы потратить свои силы и время на пользу обществу или конкретному человеку.

Мозговой штурм. - Предложить педагогам ответить на вопросы, записывают на листочках (разного цвета: зеленых и красных) и прикрепляют на дерево:

  1. Почему легко быть волонтером?
  2. Почему трудно быть волонтером?
    • Обратите внимание на цвет листвы, какого цвета больше? Да, волонтером быть скорее трудно, чем легко. Поэтому воспитывать в детях способность отзываться на просьбу о помощи, стремление быть полезным обществу надо начинать воспитывать как можно раньше.

Среди подростков движение широко распространено, а в дошкольном возрасте начинает зарождаться. Что такое - «Волонтерское движение в детском саду» ?       Рассуждения участников

СЛАЙД. Волонтерское движение в детском саду – это эффективное формирование у дошкольников социально – значимых качеств, таких как ответственность, трудолюбие, отзывчивость, самостоятельность, инициативность, милосердие, умение сотрудничать в команде. В основе детского  волонтерства лежит принцип взросления. Общаясь и помогая младшим дошколятам, дети - волонтеры ощущают себя взрослыми, у них возникает стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности.

СЛАЙД. Цель: Внедрение  волонтерской  практики в деятельность детского сада, направленной на  развитие  духовно-нравственной личности дошкольников; формирование у воспитанников высокого патриотического сознания.

Особенности использования волонтерского движения в ДОУ хорошо описаны  в книге Н.П. Гришаевой «Современные технологии социализации дошкольников в образовательном комплексе».

Об организации волонтерского движения в детском саду можно узнать из следующих источников:

➢ Деркунская В. А., Агабекян С. С., Воронина Н. А. «Социальные акции и волонтерское движение дошкольников в детском саду. Методическое пособие»;

➢ И.П. Гришаева «Технология эффективной социализации детей 3-7 лет».

Задачи педагогической технологии Волонтерское движение: СЛАЙД

  • Расширить представления о волонтерском движении у воспитанников, педагогов, родителей детского сада.
  • Формировать коммуникативные способности дошкольников, навыки сотрудничества, позитивные установки на добровольческую деятельность.
  • Формировать у воспитанников чувство собственного достоинства как представителя своего народа. Способствовать повышению значения семейных ценностей.
  • Создать условия для возможностей детям, родителям и педагогам приобретать новые знания, полноценно развивать свой творческий потенциал и уверенность в себе.
  • Воспитывать толерантное отношение к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности.
  • Воспитывать в детях такие качества, как милосердие, внимательность, заботу о ближнем, желание помогать другим людям.

 

   Рассуждения участников, какое может быть Волонтерское движение в  ДОУ, это:                                                                                                                                               • посадка цветов, кустов и деревьев;                                                                                                                                  • помощь младшим дошкольникам;                                                                                                                                             • помощь животным;                                                                                                                                                                 • просветительские беседы;                                                                                                                                                       • благотворительные концерты и театральные выступления;                                                                                       • экологические акции, уборка мусора и загрязнений;                                                                                                                            • пропаганда здорового образа жизни и др.          СЛАЙД.                                                                                                                                                                                                 

Для организации и реализации данной технологии необходимо специально в каждый режимный момент предоставлять старшим детям возможность помочь или научить младших детей. Например, дети подготовительной к школе группы (по просьбе воспитателя) могут включать в сюжетно-ролевую игру малышей, пойти к ним в группу и научить их этой игре. Можно предложить старшим детям провести занятие у малышей, помочь им одеться или разучить с ними стихотворение или песенку.

Вопрос аудитории: предлагаете вы старшим детям, приходить к малышам в группу, для помощи, игр, как часто вы это делаете?

Несмотря на то, что данная технология удивительно проста в исполнении и давно входит в любую программу работы с дошкольниками, её реализация в большинстве ДОО проходит эпизодически. В чём же причины такого положения вещей? Большинство воспитателей не считают организацию и проведение этой технологии своей первостепенной задачей, ссылаясь на недостаток времени и неумение это делать. А главное – они не видят, в чём могут быть преимущества данного подхода. Таким педагогам важно доказать, что неумение детей старшего дошкольного возраста играть в сюжетно-ролевые игры кроется, прежде всего, в отсутствии у дошкольника разновозрастного общения, в том, что им не был передан игровой опыт. Для реализации данной технологии необходимо составить ежедневный и еженедельный план посещения старшими детьми младших.

  Вопрос аудитории:  Чем оснащена в нашем ДОУ  и что должно быть в    предметно пространственной развивающей среде (игровым оборудованием и пособиями) для волонтёрского движения. РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ

  • «Календарь добрых дел»; • «Центр нравственно-патриотического воспитания дошкольников»;                                         • Картотека игр «Давайте жить дружно»;                                                                                                             • Альбом «Наши добрые дела»;                                                                                                                                 • Дидактические и развивающие игры обогащающие социальный опыт дошкольников: «Хорошо - плохо», «Чувства», «Для кого что нужно», «Объятия», «Комплименты», «Аплодисменты по кругу», «Менялки игрушек», и т.д.                                                                                                                 • Библиотека «добрых книг»                                                                                                              • Подборка аудио художественных произведений                                                                                             • Информационно-наглядный материал для родителей (законных представителей)

Практические советы: Правила работы по технологии, соблюдение которых вам помогут избежать ошибок:

  • Общение старших и младших должно быть эпизодическим ограниченным по частоте (не более трех–четырех раз в месяц) и по продолжительности (около 20–30 минут) старшие общаются с младшими исключительно добровольно, младшие при желании могут уклониться от общения.
  • Необходимо до минимума свести подготовительную работу со старшими добровольцами. Не репетировать… каждый ребенок на что-нибудь да способен и наверняка будет очень стараться, а во время репетиций мы диктуем ребёнку свои условия, свои правила, своё видение, отсюда у детей появляется стеснение, в общем, не даём детям раскрыться, т.к. подвергаем действия детей критике
  • Подготовительная работа нужна только при проведении совместных игр, старшие, если перед ними поставить задачу самим организовать игру,

могут растеряться. При этом следует ограничиться хороводными и подвижными играми.

  • И самое главное – в педагогическом коллективе должен быть человек, реально отвечающий за реализацию данной технологии, отслеживающий процессы, происходящие среди старших дошкольников и младших детей и информирующих об этом всех педагогов и специалистов ДОО.

Работа в группах.

  • Попробуем с вами очертить круг добрых дел. Участники в группах продумывают направления работы волонтеров. Один из группы их озвучивает.
  • Откуда брать запрос на добрые дела? В группе стоит «Коробочка хлопот», куда все, кто просит поддержки, опускает листочек с запросом. Каждый день, запросы озвучиваются, волонтеры решают, кто будет выполнять дело.

Вопрос участникам.

  • Как вы думаете, важно ли освещать деятельность волонтерского отряда?

Как осуществлять информационную деятельности.  - В приемной можно разместить стенд, отражающий ежедневные дела волонтеров. Здесь важна оперативность, сегодня сделали - сегодня отчет о выполненном деле.

Практическое задание: ведущий предлагает составить краткий план мероприятий для деятельности  волонтеров.

-  тепло сердец;                                                                                                                                            - в объективе природы;                                                                                                                              - Зожик                                                                                                                                                                                    - Сто добрых дел для нас не предел

Памятка                                                                                                                                                              Шаги в организации волонтерской деятельности

  1. Ситуативная помощь в ходе клубных часов.
  2. Рефлексивный круг и обсуждение доброго дела.
  3. Совместные акции.
  4. Договор и принятие решения о создании отряда волонтеров.
  5. Обсуждение как назвать, выбор эмблемы, атрибутики (повязки, пилотки, книжка волонтера).
  6. Изготовление информационного стенда.
  7. Изучение запросов.
  8. Договоренность о выполнении запросов, распределение обязанностей.
  9. Размещение информации на стенде.
  • Заполнение волонтерской книжки.
  • Освещение общественности результатов деятельности.

Рефлексия.

- Мы поделилась с вами частичкой своего опыта. А теперь предлагаем вам помочь нам. Сейчас вам раздадим листы цветной бумаги, ручки и ножницы. Все мы в детстве любили обводить свои ладошки, сейчас нарисуйте свои на бумаге и напишите на них какими же качествами должен обладать волонтёр, про которого можно сказать, что он добрый?

Потом мы все ваши ладошки прикрепим к веселому, теплому солнышку.

Вот как выглядит наша доброта. Посмотрите, сколько у неё лучиков! Какие же качества души волонтёра согревают нас своим теплом? Это - любовь, милосердие, бескорыстие, сострадание, великодушие, благодарность, нежность, скромность, уважение, сочувствие. (Лучики прикрепляются к солнышку)

 

Великий русский писатель Л.Н. Толстой сказал «Чтобы поверить в добро, надо его делать». И давайте с этого момента делать только добро друг другу, и пусть это у вас войдет в привычку.

Пробуйте. И у вас все получится!

 

 

Оставить комментарий: