сайт воспитателя Мартыновой Марины Александровны

Круглый стол для воспитателей детского сада по теме «Нравственно-патриотическое воспитание»

Цель: повысить педагогическую компетентность педагогов по вопросам патриотического воспитания;

Задачи:

- обобщить знания педагогов об этапах патриотического воспитания, формах и методах работы;

- вызвать интерес педагогов к этой проблеме.

          Форма проведения: 

круглый стол с элементами игры и продуктивной деятельности

План проведения:

  1. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на современном этапе.
  2. Деловая игра для педагогов.

Ход круглого стола

  1. Теоретическая часть.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на современном этапе.

  - Добрый день, уважаемые педагоги. Сегодня вашему вниманию мы предлагаем круглый стол с элементами игры и продуктивной деятельности.

  - Мы бы хотели, чтобы все участники круглого стола были активны, инициативны, придерживались следующих правил:

  1. Время свято – говори ясно и сжато.
  2. Закон один: все слушают, когда говорит один.
  3. Не согласен – возражай, возражаешь – предлагай, предлагаешь – действуй.

Разминка

- Итак, мы начинаем. Чтобы было ясно, какая сегодня тема нашего круглого стола, надо собрать из фрагментов пословицы. (На трех столах разложены фрагменты пословиц. Педагоги делятся на группы и собирают пословицы.)

Педагоги зачитывают собранные  пословицы:

  1. Родительское слово мимо не молвится. (семейное воспитание).
  2. Добрый человек добру и учит. (нравственное воспитание).
  3. Родной край – сердцу рай. (патриотическое воспитание).

Итог разминки:

- Уважаемые педагоги. Теперь можно сделать вывод, о чем мы сегодня будем с вами говорить. Тема нашего круглого стола «Нравственно-патриотическое

воспитание дошкольников» (воспитание нравственно-патриотических качеств).

Основная часть Мы предлагаем Вашему вниманию основные понятия:

Воспитание – процесс целенаправленного воспитания личности.

Семейное воспитание – систематическое целенаправленное воздействие на

ребенка взрослых членов семьи и семейного уклада.

Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.

Нравственные качества – доброта, порядочность, дисциплинированность,

коллективизм, товарищество и т.д.

Патриотическое воспитание – это процесс формирования личности, воздействие на личность, которая будет любить свою Родину.

Патриотические качества – гордость, забота, гуманизм, милосердие,

общечеловеческие ценности и т.д.

Введение в проблему

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых

актуальных задач нашего времени.

В «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации» констатируется, что воспитательный потенциал российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма резко снизился, поэтому «патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества». Следовательно, духовное оздоровление всего народа связано, прежде всего, с патриотическим воспитанием подрастающих поколений. В национальной доктрине образования человека в РФ сказано, что Система образования призвана обеспечить:

- историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;

- формирование культуры мира и межличностных отношений. 

          В.А. Сухомлинский утверждал, что детство - это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

Целью работы ДОУ  по данной проблеме является создание системы патриотического и духовно — нравственного воспитания для формирования социально — активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к отечеству, своему народу и готовность к его защите.

В дошкольном учреждении всегда уделялось большое внимание воспитанию у подрастающих поколений нравственных качеств личности, коллективизма, гражданственности, любви к своей Родине, уважительного отношения к истории своей Родины.

Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Специальные социологические и психолого-педагогические исследования показали, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.

Дошкольное образовательное учреждение на сегодняшний день является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с родителями воспитанников и имеющим возможность оказывать определенное влияние на семью.

Семья – основной институт, где формируются патриотические чувства и сознание будущего гражданина. Первичность контакта родителей с ребенком, его продолжительность превращает семью в ведущий орган, воспитывающий патриота. Именно в семье возникает интерес к культуре, языку, истории своего народа, государства, к его традициям и обычаям, начинает формироваться личность.

 Работы по патриотическому воспитанию представляет собой модель, которая включает три основных направления:

Экологическое:  Природа является важным фактором в воспитании патриотизма. Она окружает ребенка, рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. С умения видеть красоту родной природы начинается формирование чувства Родины. Знание природы своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает.

Историко-краеведческое: Каждый регион, город, село неповторимы, различаются своим историческим прошлым, архитектурой. Задача педагогов и родителей знакомить детей с окружающей действительностью, опираясь на исторические события и факты. Следует рассказать ребенку, что его родной город славен своей историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми. Каждая улица, здание, каждый уголок родного города, села хранит в себе память событий. Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого.

Культурное: Знакомя детей с истоками народной культуры, мы приобщаем их к культурному богатству русского народа. Знакомя детей с фольклором, предметами старины, традициями народа, мы помогаем им усвоить опыт наших предков.

          Воспитание чувства патриотизма у дошкольников, процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убеждённости и вдохновения. Это весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно, во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, к своей стране.

В своей работе педагоги могут использовать следующие методы:

  1. Целевые прогулки, экскурсии по местам воинской славы, к памятникам, монументам, в краеведческий музей и т.д.;
  2. Рассказывоспитателя,беседы с детьми о славной истории родной страны и родного города;
  3. Наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь горожан, изменения в облике города, района, улицы, воздвигаемых новостройках и т. п.);
  4. Демонстрация тематических слайдов, видеороликов, иллюстраций;
  5. Знакомство с русским фольклором – сказками, пословицами, поговорками, песнями, играми;
  6. Знакомство с народным творчеством, вышивкой, росписью;
  7. Знакомство с творчеством отечественных писателей, композиторов и художников;
  8. Посещение тематических выставок  и их самостоятельная организация;
  9. Участие в посильных общественно-полезных работах (труд на участке детского сада, совместный труд с родителями по благоустройству территории детского сада и т. п.);
  10. Личный пример воспитателялюбящего свою работу, свою улицу, свой город и принимающего активное участие в общественной жизни (важно помнить, что мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самый сильнодействующий фактор воспитания).

Большое значение, в патриотическом воспитании, имеет активная разнообразная деятельность дошкольников,  так как быть патриотом – это не только знать и любить свою страну, но и активно работать на её благо. Для этого используют различные формы работы:

  1. целевые прогулки, экскурсии;
  2. беседы;
  3. игры;
  4. чтение художественной литературы;
  5. праздники, развлечения, вечера досуга, викторины;
  6. и, конечно же, основная формаработы – непосредственно образовательная деятельность - различного рода познавательные занятия.

И в заключении - чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

  1. Деловая игра для педагогов Задание 1: Ответьте на вопросы

1.Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны? (государство)

  1. Символ государства, его суверенитета: прикрепленное к древу или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы? (флаг)

3.Официальная эмблема государства? (герб)

  1. Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство? (семья)
  2. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом? (страна)

6.Что такое патриотизм? (преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу)

  1. Почему Красная площадь так называется?
  2. Что означают три цвета флага? Значение цветов:

При отсутствии официального толкования значения цветов российского триколора, существует несколько трактовок значения цветов флага - версии. В работе с детьми педагоги трактуют значение цветов так:

Белый -  цвет символизирует мир, чистоту, свободу;

Синий – цвет веры, верности и правды;

Красный – цвет энергии, силы и отваги, символ державности.

Задание 2: Скажи иначе пословицу

Переведите иностранную пословицу, поговорку на русскую, найдите аналог:

«Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее» (англ.) – «Баба с возу – кобыле легче».

«Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце» (азерб.) – «Глаза – зеркало души».

«Тот не заблудится, кто спрашивает» (финн.) – «Язык до Киева доведёт».

«Кто воду носит, тот и кувшин ломает» (турецкая) - «Не ошибается тот, кто ничего не делает».

«Если бы кошке крылья, воробьям бы не жить» (лезгинская). «Бодливой корове Бог рогов не дает».

«Как постелешь, так и поспишь» (гагаузская). «Как аукнется, так и откликнется»

«На море много черного, но не все это тюлени» (финская). « Не все то золото, что блестит».

«Если у одной плиты хлопочут два повара, обед пригорает» (ассирийская). «У семи нянек дитя без глазу»

«Во рту козла – трава сладкая» (персидская). «На вкус и цвет товарища нет»

«Жена и муж – словно палочки для еды: всегда парой» (вьетнамская). «Муж и жена – одна сатана».

Задание 3: Русский народный костюм

Старинный женский головной убор замужней  женщины? (Кокошник)

Мужская рубаха, разрез ворота которой был не посередине груди, а сбоку? (Косоворотка)

Украшение и оберег от сглаза на одежде? (Вышивка)

Крестьянский кафтан из грубого толстого сукна длиной до колен? (Зипун)

Непременный атрибут мужской и женской одежды на Руси? (Кушак -  или   пояс,   был   не   только   деталью   костюма,   а опознавательным знаком, символом благородства)

В 10-13 веке на Руси неширокие, длинные, сужающиеся книзу доходящие до щиколоток штаны?  (Порты)

Задание 4: Игра «Бабушкин сундук».

- Уважаемые педагоги, сейчас мы с вами поиграем в игру «Бабушкин сундук». Для игры используется бутафорский сундук, в котором находятся несколько предметов, необходимых для успешного воспитания ребенка. Воспитатель поочередно достает предметы и предлагает педагогам догадаться о вариантах использования этих предметов в воспитании детей. Педагоги вместе решают, оставить этот предмет в сундуке как инструмент воспитания или удалить его из бабушкиного арсенала.

 

В сундуке находятся:

  1. большая красивая книга русских народных сказок;
  2. альбом и краски;
  3. букварь;
  4. банка варенья, шоколад, конфеты;
  5. котенок;
  6. старинные семейные фотографии;
  7. игрушки бабушек и дедушек;
  8. открытки памятников города Сургута;
  9. картинки с изображением орденов и медалей;
  10. кукла, одетая в военную форму;
  11. пилотка;
  12. пряники, ватрушки;
  13. кулинарная книга;
  14. спортивные атрибуты;
  15. перчаточные куклы для кукольного театра;
  16. рыбий жир.

 

Задание 5: Творческое задание

Нарисуйте образ, возникающий у Вас при слове Родина.

Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национально характера. Но  в  силу  последних  перемен   все   более  заметной  стала  утрата  нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. В   связи   с этим   очевидна   неотложность   решения   острейших   проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста. Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию. Что неопределимо несколькими словами.

Раздать памятки «Этапы знакомства дошкольников с родным городом, страной  (нравственно-патриотическое воспитание)»

 

 

Оставить комментарий: